Аттестация рабочих мест: определение и на сколько лет действительна

Содержание скрыть

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года.

По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд.

Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива.

Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны.

Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности.

Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима.

До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.

Но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости.

Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор.

Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель.

В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
  • Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.
  • Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.
  • Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Источник: http://ZnayDelo.ru/buhgalteriya/attestaciya-rabochix-mest.html

Минтруд: результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Новости
  • Подтверждающие документы

Минтруд: результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет 26 декабря 2014

В письме от 08.12.14 № 15-1/В-1829 Минтруд России разъяснил некоторые вопросы, связанные с проведением специальной оценки условий труда. В частности, чиновники напомнили, что работодатели не обязаны проводить спецоценку тех рабочих мест, с момента аттестации которых прошло менее пяти лет.

Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ* «О специальной оценке условий труда» действует с 1 января 2014 года (см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В Законе № 426-ФЗ предусмотрен ряд переходных положений. В частности, в части 4 статьи 27 этого закона оговорено, что результаты аттестации рабочих, которая была проведена до 01.01.14, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Соответственно, работодатели могут не спешить с проведением спецоценки условий труда по таким рабочим местам до истечения этого срока.

Но нужно учитывать, что специальная оценка условий труда на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест.

В комментируемом письме чиновники уделили внимание вопросам проведения поэтапной и немедленной спецоценки рабочих мест.

В части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ сказано, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года. В части 6 статьи 10 упомянуты:

  • рабочие места, профессии, должности и специальности по которым досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Из сказанного следует, что на перечисленных рабочих местах специальная оценка условий труда должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

А на всех остальных рабочих местах, которые в этот список не входят, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.18. См.

также «Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия».

Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать Поделиться6 041 Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать Поделиться6 041

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/news/2014/12/9371

Аттестация рабочих мест — что это, условия проведения, оценка и срок

Аттестация рабочих мест: определение и на сколько лет действительна

Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
  2. Каковы сроки проведения и срок действия;
  3. Что нового принято в 2019 году;
  4. Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужнааттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестацияпозволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается спецоценке условий труда

  • Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.
  • К ним можно отнести:
  • Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.

Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/attestaciya-rabochih-mest/

Аттестация рабочих мест на сколько лет действительна

Проверка рабочих мест, на которых заняты сотрудники предприятий, представляет собой комплекс процедур. Целью аттестационной комиссии является определение готовности зоны выполнения служебных обязанностей в безопасных для человека условиях.

Проверяющие используют в работе специальные методики, технические средства определения конкретных параметров. Административный ресурс организаций часто не имеет определенного мнения, аттестация рабочих мест обязательна или нет.

Отечественный законодатель четко определяет сроки, порядок и условия проведения таких мероприятий. Ответственным является руководитель.

Статистика получения производственных травм, ухудшения состояния здоровья и самочувствия в результате исполнения трудовых обязанностей может быть снижена. Для этого законом устанавливаются требования и ответственность административного ресурса, вплоть до уголовной.

Чаще всего предприятия, которые не спешат организовывать проверки (чаще всего контроль своими силами запрещается), рискуют получить вполне конкретный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018.

Упредить претензии со стороны государственных органов поможет организация профессиональных проверок.

Какие бывают аттестации

Установлено несколько видов проверочных мероприятий, повышающих социальную защищенность сотрудников. По результатам испытаний могут приниматься меры повышения безопасности, увеличиваться взносы в фонды, включая пенсионный. Аттестация рабочих мест по закону может быть:

  • первичной. Ее проводят в случае запуска нового хозяйствующего субъекта, заполнения очередных вакансий. Ее следует провести в течение первых двух месяцев после внесения в единый реестр налоговой. Спецоценка рабочих мест по условиям труда должна быть оформлена в отношении нового рабочего места в срок не более года, дальнейшее промедление будет считаться нарушением;
  • повторной. Методика подразумевает проведение проверок в случае неудовлетворительных результатов по первичному осмотру рабочих мест. Если в первый раз все прошло хорошо, инициировать повторную проверку не требуется;
  • внеплановой. Чаще всего запускается при наличии подозрений в низком качестве обеспечения нормативных условий безопасности.

По общему порядку, срок действия результатов проверочных мероприятий определяется видом аттестации. Обычно это пять лет. За периодичность аттестации рабочих мест отвечает специальная комиссия, состав которой определяется руководителями действующих предприятий. При планировании действий назначаемого органа выполняются следующие действия:

  • уточняются должностные лица, приказом назначается срок оформления результатов, состав, председатель;
  • определяется порядок ревизии рабочих мест;
  • подготавливаются сведения по аттестации рабочих мест ОКПД 2 для последующего уведомления контролирующих органов;
  • формируется перечень мер для устранения недостатков, выявленных в ходе ревизии.

Код профессии должности по ОКПДТР

Работа комиссии начинается с изучения действующих локальных актов, которые определяют уровень опасности на производстве. По результатам проверки оформляются такие документы: аттестационная карта, заключение и протокол заседания назначаемого органа. Выводы направляются по назначению — в ФСС и государственную трудовую инспекцию.

Основные функции комиссии:

  • организация оценочных мероприятий;
  • подготовка нормативной базы;
  • определение состава рабочих мест, которые будут подвергаться проверке;
  • выявление факторов, в том числе критических, влияющих на безопасность рабочих мест;
  • оформление локальных актов, аттестационных карт;
  • определение состава мероприятий по приведению актов.

Изменения в законодательстве

Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест КОСГУ, с 2014 года заменены специальной оценкой условий труда.

Функции локальных назначаемых органов переданы внешним компаниям, которые специализируются в данной области.

Профессиональные организации проводят ревизию мест исполнения трудовых обязанностей на предмет негативных факторов, которые могут оказывать губительное воздействие на здоровье занятых граждан.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает установление классов вредности, наличие опасных условий, определяет классификацию условий. По протоколам таких комиссий определяются размеры отчислений по страховым взносам. С введением нового порядка ревизия стала охватывать большее количество рабочих мест. Под проверку попадают не только производственные цеха, но и офисные помещения.

Причины передачи проверочных функций профессиональным исполнителям

Качественный уровень проведения ревизий мест исполнения трудовых обязанностей долгое время оставался посредственным. Руководители предприятий не только проводили проверку формально, но и фактически занижали класс опасности для снижения финансовых рисков. Например, такой фактор — АПФД в аттестации рабочих мест часто не соответствовал действительности.

Перевод ответственности за безопасные для человека условия производства позволил повысить качество труда. Улучшение условий и приведение уровня социальной защищенности в нормативное состояние стали возможными вопреки воле администрации предприятий.

Упреждая вопрос, аттестация рабочих мест на сколько лет действительна, законодатель установил предел до конца 2018 года. Результаты прошлых ревизий пока еще разрешается использовать для назначения размеров пенсионных отчислений.

За это время каждая организация должна пройти соответствующие проверки.

Как проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует и другие вопросы, касающиеся организации безопасных условий труда работников, теперь приняты специализированными организациями. За соблюдение сроков обращения к профильным юридическим лицам обычно отвечают кадровые службы.

Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/attestatsiya-rabochih-mest-na-skolko-let-deystvitelna

С какой периодичностью и в какие сроки проводится аттестация рабочих мест?

Контроль условий труда, созданных на рабочих местах предприятия, можно провести с помощью аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.).

Благодаря этой процедуре, удается обнаружить все несоответствия в организации рабочего процесса, что, в свою очередь, значительно уменьшит возникновение профессиональных заболеваний, производственных травм и несчастных случаев. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (Приказ, – ред.

), каждое рабочее место должно проходить аттестацию с определенной периодичностью. Специалисты Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» подготовили  рекомендации по вопросу правильного установления сроков проведения аттестации в организации.

Сроки проведения АРМ устанавливает работодатель на основании того, что все рабочие места должны проходить аттестацию один раз в пять лет.

Это требование отражено в пункте 8 Приказа, согласно которому сроки очередной аттестации отсчитываются от даты окончания предыдущей, которая указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии.

Датой начала проведения новой аттестации считается дата издания работодателем приказа о проведении АРМ на предприятии. В приказе утверждается график проведения работ по аттестации и состав аттестационной комиссии. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Крупные компании могут составить предварительный план-график о сроках проведения аттестации с распределением работ на месяцы, кварталы и текущий календарный год. Благодаря этому, значительно уменьшается финансовая нагрузка на бюджет компании. Хотя, наиболее дальновидные компании заранее закладывают затраты на аттестацию в финансовый план.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с момента ввода их в эксплуатацию.

Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект изменений, касающихся этого пункта. Мы предлагаем ознакомиться с ними в материале: «Изменения в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н».

С какой периодичностью нужно проводить в организации аттестацию рабочих мест?

При помощи проведения АРМ выявляются вредные и опасные факторы, способствующие развитию профессиональных заболеваний и возникновению несчастных случаев.

Требованиями Приказа определена следующая периодичность проведения в организации аттестации: каждое рабочее место должно проходить аттестацию один раз в пять лет. Срок отсчитывается с момента завершения предыдущей аттестации. Обычно дата указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии.

Официальным сроком проведения очередной аттестации для рабочего места считается дата издания приказа о начале проведения АРМ в организации.

При вводе в организацию рабочего процесса новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, при вводе новых инструментов, приспособлений и оборудования, аттестация должна проводиться в течение 60 рабочих дней после ввода в производственный процесс. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Непроведение аттестации является нарушением трудового законодательства. Подробнее о санкциях и штрафах, Вы можете узнать в материале: «Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/s-kakoy-periodichnostyu-i-v-kakie-sroki-provoditsya-attestatsiya-rabochikh-mest

Периодичность и сроки проведения специальной оценки условий труда — СОУТ

В статье описаны аспекты вопроса, в том числе сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), которые регламентируются Трудовым Кодексом РФ (статья 212) и Федеральным законом №426, принятым в 2013 году.

Процедура СОУТ заменила аккредитацию, все сроки проведения СОУТ изложены в федеральном законе. На основании сведений заполняется декларация для государственной трудовой инспекции.

Зачем нужна специальная оценка?

Кроме формального повода, есть и моральный: комиссия определяет класс вредности, в котором приходится работать конкретному человеку. Выводы комиссии помогают создать конкретные рекомендации по охране труда.

Если выполняются требования законодателя, то уменьшается вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

После выяснения класса вредности оптимизируется оплата труда и пенсионные отчисления, материальные компенсации.

Своевременная процедура специальной оценки защищает работодателя от штрафов и гражданской ответственности, а сотруднику позволяет сохранить здоровье или получить адекватную материальную компенсацию, создать должные условия труда.

В какие сроки проводится процедура

Законодательство предусматривает такую периодичность проведения СОУТ:

  • для рабочего места, созданного впервые, — до 12 месяцев;
  • если рабочее место было модернизировано (применено другое оборудование, изменена технология) — в течение года;
  • после того, как срок действия предыдущей специальной оценки закончился, в среднем это 5 лет.

Особенности проведения СОУТ в новых организациях

СОУТ, сроки проведения по закону которой определены в 1 год, обязательны для всех предприятий. В одинаковых условиях находятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. Процедуру не требуется проводить в таких случаях:

  • сотрудник работает дома или удаленно;
  • есть офис или цех, но в нем нет людей.

Если помещение сдается в аренду, то специальную оценку проводит тот, кто в этом помещении работает.

К новым относятся рабочие места, существовавшие ранее, но на которых изменились условия труда — появилась другая технология или новое оборудование. Такая оценка проводится вне плана, и она обязательна до истечения первого года.

Не нужна процедура в тех случаях, когда изменения не коснулись технологического процесса, а поменялись формальные признаки: ФИО, должность или название предприятия после реорганизации.

Если работодатель решил, что новое место не требует специальной оценки, то об этом составляется локальный протокол, который письменно согласовывается с профсоюзом.

Как проводится СОУТ при наличии и отсутствии вредности

Периодичность проведения специальной оценки условий труда зависит от того, какие есть вредные факторы и к какому классу они отнесены.

Производство без вредных условий

Это 1 (оптимальный) или 2 (допустимый) класс вредности, когда здоровью работника ничего не угрожает. Декларация действительна 5 лет.

Если в течение этого времени никаких несчастных случаев или профзаболеваний не случилось, декларация продлевается автоматически на последующие 5 лет. В случае профессиональной болезни или несчастного случая проводится расследование. Если нет вины третьего лица, декларация прекращает действие, назначается внеочередная специальная оценка.

Производство с наличием вредных факторов

Таковыми признаются условия, когда превышены гигиенические нормы: 3 класс включает 4 подкласса (увеличение вредности от 1-го к 4-му), 4 — труд в конкретных условиях создает угрозу жизни или приводит к формированию профессиональных болезней.

Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда в этих случаях? Закон предусматривает порядок проведения 1 раз в 5 лет, если не было изменений в характере труда. Однако новая декларация готовится и сдается к истечению 5-летнего срока, перерывы недопустимы.

Взаимосвязь аттестации рабочего места и СОУТ

То, что до 1 января 2014 года называлось аттестацией, сейчас именуется специальной оценкой. Если предприятие располагает документами о том, что АРМ проведена до указанного срока, то СОУТ проводить не нужно до тех пор, пока аттестация действительна. Это не касается ситуаций, когда были несчастные случаи или профзаболевания по вине работодателя.

Сроки, предусмотренные для внеплановых СОУТ

Какие установлены сроки проведения специальной оценки условий труда вне плана? Законодательством предусмотрено всего два срока: 6 и 12 месяцев.

Ситуации, при которых на проведение СОУТ есть 6 месяцев

Уложиться в 6 месяцев необходимо, если:

  • есть предписание о СОУТ;
  • началось использование новых компонентов производства, потенциально угрожающих здоровью людей;
  • использованы новые защитные средства, личные или коллективные — реконструкция, фильтры, безопасные станки, спецодежда;
  • зафиксирован несчастный случай, причиной которого стали условия труда;
  • сотрудник получил профзаболевание, что документально подтверждено медиками;
  • есть просьба или требование профсоюза.

Процедура оценки условий труда проводится для достижения результата, исключения вредностей, ухудшающих здоровье людей.

Ситуации, при которых на спецоценку отводится 1 год

В течение года нужно провести процедуру в таких случаях:

  • на действующем предприятии увеличилось количество рабочих мест;
  • изменилась технологическая цепочка, добавилось оборудование.

Условия проведения те же, что и при СОУТ для вновь созданных организаций.

Мероприятия и сроки после завершения оценки

После утверждения отчета о специальной оценке у работодателя возникают обязательства по отношению к собственным сотрудникам и сторонним организациям. Организация, проводившая СОУТ, извещается об утверждении отчета в течение 3 дней.

Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами спецоценки в течение 30 календарных дней, обязательна подпись каждого. В этот же срок — 30 календарных дней — итог СОУТ должен появиться на сайте в открытом доступе. Здесь указываются мероприятия, снижающие или устраняющие производственные вредности.

Как долго нужно хранить материалы по спецоценке

Для составления отчета, хранения и действия установлены разные сроки.

Срок составления отчета

Одновременно с формированием комиссии издается приказ работодателя, в котором оговариваются сроки составления отчета.

Срок хранения отчета

Для производств, на которых не были выявлены вредности (классы 1 и 2) срок хранения составляет 45 лет. Для предприятий с классом вредности 3 и 4 срок увеличивается до 75 лет. Если предприятие изменило вредность производства с оптимального и допустимого (1 и 2 классы) на вредное и опасное (3 и 4 классы), то срок хранения отсчитывается с момента последней СОУТ.

Срок действия материалов СОУТ

Срок действия СОУТ в организации такой же, как и срок действия декларации, поданной в трудовую инспекцию. Оба этих срока соответствуют времени действия класса опасности, который был установлен при последней специальной проверке.

Пример отчета по специальной оценке

Отчет состоит из экспертной оценки и табличных данных. Обязательные пункты:

  • исчерпывающие сведения о предприятии, в том числе копия аккредитации;
  • описание и перечень рабочих мест с указанием вредности для каждого;
  • протоколы выполненных измерений с указанием измерительного оборудования;
  • оценочные карты;
  • ведомость, в которой сведены все данные с указанием классов вредности;
  • при необходимости — описание мероприятий по снижению вредности;
  • экспертное заключение.

Под отчетом каждый член комиссии ставит личную подпись. Последовательность проведения и ответственность в видео:

Источник: http://NalogObzor.info/publ/sroki-provedenia-specialnoi-ocenki-uslovii-truda-sout

Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки

Аттестация рабочих мест проводится в нашей стране с целью дальнейшего предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников. О том, как правильно ее провести, читайте в нашей статье.

  • Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда
  • Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году
  • Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации
  • Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Результаты аттестации рабочих мест для работодателя
  • Карта аттестации рабочего места по условиям труда
  • Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест
  • Итоги

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны.

В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций.

Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве».

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах.

В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!».

Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения.

Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ.

По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда.

С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?».

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

Источник: https://nalog-nalog.ru/ohrana_truda/attestaciya_rabochih_mest_po_usloviyam_truda_poryadok_i_sroki/

Окончание специальной оценки условий труда и срок действия документации

Своевременное проведение спецоценки является одной из важнейших обязанностей работодателя.

Это связано с тем, что именно СОУТ является достоверным свидетельством того, в каких именно условиях трудятся работники данного предприятия.

Поэтому с момента окончания СОУТ работодателю отводится строго определенный срок, в течение которого полученная документация является действительной. После его завершения процедуру необходимо будет проводить снова.

Сколько действительна специальная оценка условий труда?

Неудивительно, что многие организации волнует вопрос о том, на сколько лет действует СОУТ, проведенная в компании.

Эта информация содержится в 426-ФЗ, который является основным нормативным документом, регулирующим выполнение работ в этой области. Так, ст.

8 этого правового акта требует, чтобы такая процедура проводилась не реже, чем один раз в пять лет. Таким образом, именно этот период времени является ответом на вопрос о том, сколько действует СОУТ.

После завершения этого срока работодателю необходимо заново пройти процедуру спецоценки по стандартному алгоритму. Это означает, что ему необходимо издать новый приказ о введении в действие СОУТ. Затем привлекается к работе аккредитованная организация, имеющая соответствующую лицензию. После проведения всех необходимых работ формируется итоговый отчет, который утверждается заказчиком.

Действия после СОУТ

 После того, как отчет по окончании специальной оценки условий труда утвержден, начинается отсчет пятилетнего срока до следующей процедуры. При этом, помимо утверждения такого отчета, на работодателя налагаются и иные обязанности по осуществлению ряда действий после СОУТ. К ним относятся:

  • информирование работников о результатах проведенной процедуры;
  • размещение информации об итогах спецоценки на официальном сайте компании;
  • предоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные органы. В состав этих сведений входит декларация, подтверждающая соответствие условий труда законодательным требованиям. Она оформляется для мест, имеющих стандартные условия труда, включая оптимальные и так называемые допустимые.

Применение аттестации мест работы вместо СОУТ

До конца этого года в Российской Федерации действует переходный порядок осуществления спецоценки. Он предполагает возможность комбинации СОУТ и аттестации рабочих мест (АРМ), которая проводилась до 2014 года.

В случае, если компания провела процедуру АРМ незадолго до начала действия 426-ФЗ и имеет соответствующий документ, срок действия которого пока не окончился, она может отложить проведение спецоценки.

Провести ее потребуется в одном из следующих двух случаев — смотря какой из них наступит раньше:

  • окончание срока действия сертификата о проведенной аттестации на предприятии;
  • окончание промежуточного этапа для спецоценки, который завершается 31 декабря этого года.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/sout-skolko-dejstvuet/

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859). Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку? Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке? Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки? Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах? Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов? Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263