Если должностные лица разных частных или государственных предприятий нарушают требования законодательства, то они могут привлекаться к административной ответственности.
Она представлена не только разными штрафами, обязательными работами, арестом, принудительными работами, но и дисквалификацией. Все эти виды наказания назначаются только после проведения судебного процесса.
Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания заключается в том, что граждане, занимающие высокие должности в разных организациях, теряют свое право работать по такой специальности.
Понятие данного наказания
Статья 3.11 КоАП РФ регулирует правила применения такого вида наказания к должностным лицам разных учреждений. К нарушителям применяется только один вид наказания, поэтому если должностное лицо дисквалифицируется, то оно не уплачивает штраф и не привлекается к принудительным работам.
Дисквалификация должностного лица за административное правонарушение представлена процессом, в результате которого человек теряет право занимать какую-либо должность или работать в конкретной сфере деятельности. Такое наказание является основным, поэтому не может выступать дополнением к другим мерам.
К кому применяется?
Назначение административного наказания считается эффективной мерой воздействия на должностных лиц, которые во время своей деятельности каким-либо образом нарушают требования законодательства. Используется это наказание ко многим людям, замещающим разные должности. К ним относятся:
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности, имеющиеся в разных субъектах РФ;
- должности, предлагающиеся в муниципалитетах;
- иные лица, которые занимаются организационными, распорядительными, административными или хозяйственными функциями в разных организациях;
- члены советов директоров;
- лица, специализирующиеся на частной практике;
- люди, работающие в медицинской или фармацевтической области.
К вышеуказанным гражданам может применяться мера воздействия, представленная дисквалификацией. Но это возможно исключительно при выявлении административного правонарушения. Люди, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы, могут полностью лишаться возможности в будущем работать в прежней сфере деятельности. Точный срок такого отстранения зависит от решения судьи.
Когда назначается?
Существует только несколько оснований, при наличии которых может применяться такая жесткая мера наказания. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Для этого должны выявляться следующие обстоятельства:
- имеются доказательства того, что конкретный гражданин является виновником административного правонарушения;
- выявляются отягчающие обстоятельства;
- те или иные действия, являющиеся нарушением законодательства, совершались намеренно;
- целью их реализации выступало получение какой-либо выгоды.
Все эти обстоятельства непременно изучаются судьей перед назначением наказания.
На какой срок применяется наказание?
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Это прописывается в ст. 3.11 КоАП. Точная длительность данного процесса определяется только судом. Дисквалификация устанавливается на срок, который считается оптимальным для судьи. Он должен изучить все обстоятельства выявленного правонарушения, а также учесть смягчающие или отягчающие факторы.
Срок исковой давности по таким делам составляет один год с момента совершения выявленного правонарушения. Если обнаруживается длящееся правонарушение, то срок давности представлен годом с момента его обнаружения.
Кем назначается наказание?
Наказание за административные правонарушения выбирается судьей. Именно он обладает соответствующими функциями, поэтому никакие другие государственные инстанции не могут дисквалифицировать какое-либо должностное лицо.
Назначение административного наказания в виде дисквалификации возможно исключительно при условии, что оно является основным, поэтому не допускается дополнительно применять штрафы или другие меры воздействия на правонарушителя.
Штрафы и предупреждения могут назначаться не только судьей, но и должностными лицами определенных государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Они могут рассматривать только некоторые дела, касающиеся административных правонарушений. Например, к таким организациям относится Роспотребнадзор.
Как исполняется наказание?
Статьей 32.11 КоАП устанавливается порядок, на основании которого исполняется вынесенное наказание. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется судьями достаточно часто. Для этого выполняются следующие действия:
- на судебном заседании оцениваются все обстоятельства совершенного правонарушения;
- должностное лицо признается виновником данного события;
- составляется постановление, на основании которого человек дисквалифицируется;
- вступает в силу такой документ с момента издания, поэтому виновник должен сразу покинуть занимаемую должность;
- для этого прекращается действие трудового договора или другого контракта, составленного между нарушителем и его работодателем.
Дополнительно сведения о директоре ООО или другом должностном лице, признанном виновником, вносится в специальный реестр лиц, которые были дисквалифицированы с занимаемой должности.
Какие учитываются смягчающие обстоятельства?
Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания считается действенной мерой воздействия на нарушителей. Перед использованием данной меры судья должен оценить все обстоятельства, при которых было совершено то или иное нарушение. Они могут быть смягчающими, что приводит к значительному снижению наказания. К таким обстоятельствам относятся:
- правонарушитель раскаивается в своих деяниях, причем в таких в случаях нередко уменьшается срок, на который назначается дисквалификация;
- виновный возмещает ущерб, причиненный компании или частным лицам, причем он может выполнять этот процесс частично или полностью;
- человек выполнил те или иные действия, не зная, что они являются нарушением законодательства;
- директор ООО или другое должностное лицо, являющееся нарушителем, впервые привлекается к ответственности по какой-либо статье КоАП, так как обычно самое жесткое наказание назначается при повторных нарушениях;
- гражданин находился под влиянием мошенников, поэтому неосознанно выполнял действия, которые привели к получению выгоды для этих людей.
Каждый факт должен доказываться официальными документами или показаниями свидетелей. Эти факторы должны учитываться судьей в процессе вынесения приговора.
Дисквалификация устанавливается на срок, который соответствует вине должностного лица и последствиям его действий.
Нередко за счет наличия смягчающих обстоятельств значительно снижается срок, на который человек теряет право занимать определенную должность.
Что относится к отягчающим обстоятельствам?
Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания может назначаться даже на срок в три года. Такая длительность выбирается судьей, если действительно имеются какие-либо отягчающие факторы. К ним относятся:
- виновник игнорировал многочисленные замечания или предупреждения, если ранее он превышал свои полномочия или другими действиями нарушал требования законодательства;
- гражданин привлекается к ответственности по такой статье повторно;
- совершаемое правонарушение происходило одновременно с какой-либо катастрофой, которая может быть глобальной или локальной.
Если действительно выявляются вышеуказанные факторы, то это часто приводит к назначению судом самого жесткого наказания, представленного дисквалификацией на срок в три года.
Как выполняется процесс?
По КоАП дисквалификация должностного лица применяется только для физлиц, которые являются наемными работниками разных учреждений и компаний. Поэтому процедура заключается в том, что с человеком расторгается трудовой договор. Процесс делится на этапы:
- выявляется какое-либо серьезное административное правонарушение;
- в компании проводится расследование, которое может быть внутренним или внешним, причем во втором случае к этой процедуре привлекаются сотрудники правоохранительных органов или частные детективы;
- собираются доказательства, подтверждающие, что конкретное должностное лицо является виновником определенного нарушения;
- проводится судебное заседание, на котором рассматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имеющиеся доказательства;
- назначается дисквалификация в качестве основного мера наказания, причем ее срок зависит от разных факторов, которые учитываются судьей;
- с нарушителем расторгается трудовой договор.
В течение назначенного судом срока гражданин не может становиться членом совета директоров, занимать руководящие должности в разных компаниях, а также работать в местных органах самоуправления.
Если срок такого наказания не превышает 6 месяцев, то допускается устраиваться на работу на любую должность, которая не имеет отношения к прошлой работе.
Используется ли такое наказание к юридическим лицам?
В КоАП отсутствует понятие, связанное с дисквалификацией должностного лица. Поэтому если нарушителем выступает владелец предприятия, то к нему должны использоваться другие меры наказания.
Обычно при серьезных нарушениях применяется мера, называемая приостановлением деятельности.
Она имеет много общих черт с дисквалификацией, так как на определенный срок прекращается деятельность компании.
Такое наказание по срокам не превышает 90 дней, причем в течение этого времени владелец предприятия обязан устранить все выявленные проблемы и нарушения. Если за это время невозможно привести бизнес в порядок, то проводится повторное заседание суда, по решению которого в компанию направляется арбитражный управляющий.
Важные факторы
К основным нюансам назначения дисквалификации относятся:
- обычно такая жесткая мера наказания используется, если выявляется повторное нарушение;
- нередко она применяется, если должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, продают незаконно товары или подделывают документы;
- используется такое наказание исключительно судом, поэтому никакие другие государственные органы не могут им воспользоваться;
- сведения о лицах, к которым применяется дисквалификация, заносятся в специальный единый реестр, которым должны пользоваться руководители компаний при найме граждан на руководящие должности.
Если люди, в отношении которых было применено данное наказание, все равно будут трудоустраиваться на руководящие должности, то к ним могут применяться более жесткие меры воздействия.
Заключение
Дисквалификация считается значимым и серьезным наказанием, которое может применяться к должностным лицам разных организаций. Она заключается в том, что в течение определенного периода времени виновник не может занимать руководящие должности. Такое наказание используется только для частных лиц, а вот для компаний применяется приостановка деятельности.
Срок дисквалификации зависит от решения суда, для чего учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наиболее жесткое наказание выбирается при выявлении повторного нарушения.
Источник: https://BusinessMan.ru/diskvalifikatsiya-doljnostnogo-litsa-kak-vid-administrativnogo-nakazaniya-k-komu-i-za-chto-primenyaetsya.html
Кем назначается административная дисквалификация и каковы ее особенности?
Такого рода наказание является одним из видов ответственности юридического направления и применяется органами (компетентными) за нарушение административного кодекса РФ (КоАП) или законов субъекта относительно человека, который совершил административный проступок.
То есть это может быть бездействие или действие со стороны обвиняемого вследствие чего он нарушил тот или иной пункт законодательства страны.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-85. Это быстро и бесплатно!
Скрыть содержание
Что это такое?
Административная дисквалификация, как вид административного наказания существует не так уж и давно. Началом ее «практики» можно по праву считать 1 июля 2002 года.
Данное наказание заключается в лишении человека возможности работать на руководящих должностях в разного рода управляющих органах, заниматься предпринимательством юридического направления, быть членом совета директоров и заниматься управлением юридического лица в любых случаях, которые указаны в российском законодательстве.
Дисквалификация в административном праве описана в статье 3.11. КоАП РФ. Так же немаловажным является тот факт, что данного рода наказание может иметь право на существование, отталкиваясь исключительно от этого кодекса, и оно существует только как основное наказание (административное).
Читайте полностью статью КоАП РФ 3.11. Дисквалификация
К кому может применяться?
- Итак, дисквалификация это административное наказание, и оно назначается человеку, который нарушил правила касающиеся непосредственно его обязанностей (должностных).
- А так же такого рода наказание имеет право на существование в тех случаях, когда человек единовременно нарушил правила закона, независимо от того на сколько опасны последствия его проступка.
- Стоит отметить, что необходимо различать лишение специального права и дисквалификацию, так как первое наказание применяется исключительно к людям, которые на постоянной основе нарушают доверенное им право или их деятельность привела к грубому нарушению пунктов прописанных в законодательстве.
- То есть прежде чем предпринять к человеку это наказание, необходимо установить наличие морального вреда или какого-либо ущерба имуществу.
- Поэтому эти наказания применяются в зависимости от того, каким статусом обладает человек.
- Дисквалификация применяется как к людям занимающимся частным правом, то есть разного рода предпринимателям, людям занимающих должностные места в организациях управления (корпоративного).
- Дисквалификация должностного лица также применяется к людям, занимающимся деятельностью в муниципальных и государственных организациях.
Когда дисквалификация применяется непосредственно к предпринимателям, тогда им запрещают заниматься своей деятельностью, также запрещается пользоваться имуществом, которое было задействовано для работы. К тому же таким людям на определенный период вообще не разрешается осуществлять какого-либо рода экономическую деятельность.
Более того данное наказание применяется для людей которые работают юристами в некоммерческих и коммерческих фирмах.
И совершенно не имеет значение их организационная и правовая форма.
Так же дисквалификация применяется к человеку, который является арбитражным управляющим. То есть к человеку, которого назначил на проведение каких-либо полномочий арбитражный суд.
Кто назначает?
- Такого рода наказания применяются непосредственно должностными людьми и «наказываемыми» органами посредством создания специальных личностных актов.
- Естественно такая принудительная мера не может максимально гарантировать, то что человек в дальнейшем не будет нарушать закон, но тем не менее специализированные штрафы и временный запрет на деятельность того или иного рода повлияют на него и человек прежде чем совершит проступок не один раз подумает.
- На сегодняшний день в кодексе нашей страны были произведены кардинальные изменения, касающиеся перераспределения деятельности разных субъектов занимающихся административной юрисдикцией, а также судов.
Так как если ранее для решения вопросов касающихся правонарушений (административных) занималось 43 органа (федеральных), то сегодня их количество увеличено до 63. Причиной этому послужило то, что в значительной степени увеличилось количество правонарушений (административных).
Так же назначать дисквалификацию могут коллегиальные региональные органы, а также специально созданные комиссии (административные). Более того, такого рода рассмотрением занимаются как судьи, так и мировые судьи, а также комиссии занимающиеся делами несовершеннолетних.
- К такому наказанию относятся люди, занимающие высокого уровня должности, которые нарушили общие правила исполнения своих прямых обязанностей.
- Если они не придерживались соблюдения обязанностей, которые им доверили, тогда они гарантированно становятся правонарушителеми и в отношении к ним будет задействовано наказание (административное).
- Более того такому человеку придется отвечать не только за себя, но и за того работника который был его самым ближайший подчиненным.
- Само понятие «должностное лицо» появилось не так давно, так как раньше в административном кодексе было уточнено определенное количество людей, которые находились на должностных местах, и к которым применялось наказание.
- Поэтому судебным органам иногда было сложно принять правильное решение и назначить законное наказание, так как подобного рода указания просто на просто отсутствовали.
Но на сегодняшний день максимально ясно определено, какое именно наказание применяется к тому или иному человеку совершившему тот или иной проступок. Об этом в полной мере описано в статье 2.4 КоАП.
Читайте полностью статью КоАП РФ 2.4. Административная ответственность должностных лиц
К должностным лицам относятся: люди, которые временно или на постоянной основе являлись представителями российской власти. То есть те, кто может производить распорядительные функции относительно других людей работающих в той или иной сфере.
Так же люди на должностных местах в административно-хозяйственных и организационно-распорядительном направлениях. Это могут быть органы самоуправления (местного), государственные органы, муниципальные и государственные организации, вооруженные силы России и пр.
- Что касается наказания относительно предпринимателя, который занимается индивидуальной деятельностью и в свою очередь стал причиной банкротства или других полномочий, которые установлены непосредственно законом.
- Этому причиной напрямую могли послужить как халатное отношение к общим правилам, которые имели место в наблюдении за внешним управлением производства исполнения и заключения соглашения (мирового), а также другого рода процедур, которые повлекли за собой банкротство.
- Такого человека наказывают штрафом, который составляет 40-50 минимальных размеров зарплаты, а также может быть по отношению к нему применена дисквалификация на срок около трех лет.
- Такого рода наказание должно быть применено к человеку который совершил проступок в течение одного года и ни днем позже с того дня когда о нем стало известно.
- Сам срок, на который назначается административное наказание в виде дисквалификации, зависит от степени правонарушения, минимальный – два месяца.
- Хотя в законе есть разногласия по этому поводу, так как считается что данный минимальный срок недостаточен для того чтобы установить абсолютно все признаки касающиеся нарушения, так как срок проступка и того когда о нем узнали достаточно часто не совпадают.
Поэтому за это время невозможно узнать об убытках, которых потерпела та или иная организация. Именно поэтому только в течение одного года можно узнать о причиненных последствиях посредством годового отчета и после собрания акционеров, которое производится не раньше второго месяца и не позже истечения шести месяцев после окончания финансового года.
Решение о наказании должен принимать непосредственно суд, решением которого может быть как административное наказание, так и непосредственно закрытие дела по причине недоказанности обвиняемого.
Но если судебные органы все-таки назначили наказание, то дисквалификация устанавливается на срок до трех лет, но она не может быть менее шести месяцев.
24.08.2013 года было совершено заседание судебных органов по отношению рассмотрения дела относительно гражданина А.
В ходе проведенных мероприятий были предоставлены доказательства его виновности, а также заслушаны свидетели.
После рассмотрения дела суд принял решение снять гражданина А. с должности и запретить ему заниматься трудовой деятельностью в сфере руководства на двух летний срок. И перенаправить дело непосредственно в арбитражный суд для того, чтобы гражданин А. возместил все убытки фирмы Р., возникшие из-за его неправомерной деятельности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-85 (Москва)
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://urist.expert/nakazanie/diskvalifikatsiya.html
Дисквалификация как вид административного наказания
Главная — Организация бизнеса — Кадры — Дисквалификация как вид административного наказания — понятие, сроки
Законодательством предусмотрены разнообразные административного наказания, к которым относится также такая мера, как дисквалификация. При этом дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, в зависимости от статьи, по которой был квалифицировано правонарушение и обстоятельств конкретного случая правонарушения. Знать о сути данного административного наказания следует каждому, ведь оно серьезно ограничивает возможности по трудоустройству и может негативно повлиять как на самого работника, так и на деятельность всего предприятия в целом.
Дисквалификация как вид административного наказания по КоАП РФ
В России к административным правонарушениям относят деяния, которые не несут такой общественной опасности, чтобы быть квалифицированными в качестве уголовных преступлений, однако являются незаконными.
Соответственно, за совершение административных правонарушений применяются особые виды наказаний, относящиеся именно к административному праву.
При этом, еще одним существенным отличием административных правонарушений от уголовных преступлений можно назвать также и возможность привлечения к ответственности за них не только физических, но и юридических лиц.
Одним из возможных административных наказаний, согласно положениям КоАП РФ, является дисквалификация — ограничение человека в возможности занимать определенные должности или вести определенную деятельность в соответствии со сроками, устанавливаемыми по решению суда.
И прежде, чем рассматривать сроки и степень ограничений, предусмотренных дисквалификацией, необходимо ознакомиться и с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют данную меру административного взысканий.
К ним можно отнести следующие статьи КоАП РФ:
- Ст.3.2 регламентирует существующие виды административных наказаний, среди которых присутствует и дисквалификация.
- Ст.3.11 раскрывает основные принципы использования административного наказания в виде дисквалификации и общие принципы ограничений, предусмотренных в таком случае.
- Ст.14.23 обеспечивает правовое регулирования привлечения к ответственности за ведение дисквалифицированным лицом управления юридическим лицом.
- Ст.32.11 устанавливает общие принципы, согласно которым должно исполняться постановление о дисквалификации человека его работодателями или собственниками предприятия.
Ключевой особенностью дисквалификации как меры административного наказания является то, что практически всегда она применяется по отношению к лицам, обладающим определенной властью или специфическими правами, например — правом на ведение предпринимательской деятельности, правами государственного служащего и подобными им. При этом практически всегда дисквалификация в силу достаточно больших ограничений и возможного ущерба для подвергнутого ей лица назначается в качестве наказания за повторное совершение аналогичного правонарушения в течение года.
Нужно разделять понятие дисквалификации как административного наказания и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как уголовного наказания. Эти наказания имеют различные принципы регулирования и применяются в разных ситуациях.
На какой срок назначается дисквалификация и порядок ее установления
Административные наказания в Российской Федерации могут назначаться как в судебном, так и во внесудебном порядке в отношении отдельных ситуаций. Однако дисквалификация — это административное наказание, которое может быть назначено только и исключительно по решению суда. При этом, как уже было упомянуто ранее, дисквалификация практически всегда применяется только в отношении повторного совершения правонарушения.
Применение данного вида наказания возможно только по тем статьям КоАП РФ, где прямо указывается возможность дисквалификации.
Сроки действия наказания таким же образом устанавливаются соответствующими статьями, и суд может принимать решение только в рамках максимального и минимального срока для каждого конкретного правонарушения.
В целом же, дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трёх лет.
В случае оспаривания решения суда, дисквалификация может быть снята. Также, снимается дисквалификация и по истечении срока ее действия.
При этом сейчас в Российской Федерации действует единый реестр дисквалифицированных лиц — он позволяет работодателям проверить соискателя на должность, которую не могут занимать дисквалифицированные лица.
Поэтому можно легко избежать приема на работу руководителя, подвергнутого такому наказанию.
Какие ограничения налагает дисквалификация на сотрудника
В целом, для большинства простых людей, не занятых на государственной службе, не являющихся руководителями или учредителями бизнеса, дисквалификация как административное наказание практически не опасна.
Однако для лиц, которые строят карьеру именно в вышеозначенных направлениях, такое наказание может серьезно помешать всем планам.
Так, дисквалификация запрещает подвергнутому такому наказанию человеку:
- Руководить юридическими лицами.
- Вести предпринимательскую деятельность.
- Быть адвокатом, нотариусом или иным специалистом, ведущим частную практику по закону.
- Находиться на государственной или муниципальной службе.
- Входить в совет директоров или иные исполнительные органы юридических лиц.
- Проводить экспертизы.
При этом необходимо отметить, что дисквалифицированного работника нельзя просто так уволить по факту его дисквалификации, если он не совершил никаких действий, позволяющих расторгнуть действующий трудовой договор.
При этом работодатель обязан освободить такого сотрудника от занимаемой должности и предложить ему иные вакантные должности. Увольнение возможно только при отсутствии вакантных рабочих мест на предприятии либо при невозможности трудоустроить на них дисквалифицированного работника по медицинским показаниям.
Также, сотрудник должен быть уволен, если откажется продолжать работу на новой должности.
В случае нарушения законодательства о дисквалификации, дисквалифицированное лицо, управляющее юридическим лицом может быть оштрафовано на сумму до 5 тысяч рублей, а само юридическое лицо — на сумму до 100 тыс. рублей.
(38
Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/diskvalifikatsiya-kak-vid-administrativnogo-nakazaniya-ponyatie-sroki.html
95. Дисквалификация как мера административной ответственности
Дисквалификация
заключается в лишении физического лица
права
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы,
- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
- должности муниципальной службы,
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
- входить в совет директоров (наблюдательный совет),
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг
- либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и
- организации и проведения спортивных мероприятий,
- либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,
- либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное
наказание в виде дисквалификации
назначается судьей.
(ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)
Согласно
ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на
срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация
является основным видом административного
наказания и мерой, устанавливаемой КоАП
РФ.
Ее
следует отличать от административного
наказания в виде лишения специального
права, предоставленного физическому
лицу, а также от уголовного наказания
в виде лишения права занимать определенные
должности и заниматься определенной
деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Дисквалификация
устанавливается и применяется только
в качестве основного наказания за
совершение следующих административных
правонарушений:
-
нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
-
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
-
неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
-
нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24)
-
предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).
-
незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29)
-
манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2)
-
заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности ( ст.14.32)
-
повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4)
-
нарушение порядка ценообразования (ст.14.6)
-
недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33)
-
непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36)
-
нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47)
-
предоставление недостоверных результатов исследований( испытаний) (ст. 14.48)
-
грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55)
-
нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14)
-
нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3)
-
нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4)
-
нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5)
-
нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12)
Источник: https://studfile.net/preview/6051063/page:70/
Какие могут быть основания для дисквалификации руководителя организации?
Ответ: Дисквалификация руководителя организации возможна только по решению суда по основаниям, установленным законодательством об административных правонарушениях.
Руководитель может быть дисквалифицирован, например, за нарушения трудового законодательства или нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности.
Обоснование: Дисквалификация руководителя — это административное наказание, которое заключается в лишении его права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 1, 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Дисквалификация может устанавливаться только в качестве основного административного наказания и не может назначаться одновременно в том числе с административным штрафом (ст. 3.3 КоАП РФ).
Обратите внимание!
Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
- Основания для дисквалификации руководителя организации установлены законодательством об административных правонарушениях, в том числе:
- — за нарушение трудового законодательства;
- — за нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности;
- — нарушения в области финансов, налогов и сборов.
Нарушение трудового законодательства
К дисквалификации может привести нарушение трудового законодательства руководителем, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, а именно:
— уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
— невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);
— нарушение иных норм трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Также к дисквалификации может привести нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ч. 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные административные правонарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности
Рассмотрим некоторые правонарушения в области предпринимательской деятельности, за которые руководитель может быть дисквалифицирован:
— повторное совершение правонарушения в виде продажи товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 КоАП РФ (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ);
— повторное совершение правонарушения в виде неприменения ККТ в установленных законодательством РФ случаях, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила в том числе в совокупности один миллион рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ);
— фиктивное или преднамеренное банкротство юридического лица (ст. 14.12 КоАП РФ);
— неправомерные действия при банкротстве, например:
сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица (ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);
неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) (ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ);
незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего (ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ);
повторное неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 5, ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ);
— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а именно:
повторное совершение правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а также представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ);
повторное совершение правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
Нарушения в области финансов, налогов и сборов
Руководитель также может быть дисквалифицирован, например:
— за повторное совершение правонарушения в виде грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ);
— за неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 15.21 КоАП РФ), и др.
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
- С уважением к вашему бизнесу,
- Сушонкова Елена
- Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены
- Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях
Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены
Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах
- Подписывайтесь на нас:
- ВК
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5b09081c3c50f79e1552fe41
Что такое дисквалификация?
Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.
11 КоАП РФ).
Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи.
За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.
Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию.
КоАП | Правонарушение | Срок дисквалификации |
п. 2 ст. 5.27 | Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | от 1 года до 3 лет |
ст. 5.53 | Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
п. 1 ст. 14.12 | Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев | до 3 лет |
п. 2 ст. 14.12 | Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний | от 1 года до 3 лет |
п. 1 ст. 14.13 | Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 2 ст. 14.13 | Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 3 ст. 14.13 | Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 4 ст. 14.13 | Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 2 лет |
п. 5 ст. 14.13 | Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании, соответственно, юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд | от 6 месяцев до 2 лет |
п. 4 ст. 14.25 | Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
ст. 14.29 | Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
ст. 14.32 | Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий | до 3 лет |
ст. 14.33 | Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации | до 3 лет |
ст. 19.5 | Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства | до 3 лет |
Судебно-арбитражная практика
Наступление административной ответственности по статье 5.
27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).
Источник: https://www.klerk.ru/boss/articles/112168/
Административное право. Ответ на вопрос автора: 16 апреля 2009, 18:19
11 мая 2009
Следует отметить, что дисквалификация в действующем законодательстве – это мера юридической (административной) ответственности, но не мера пресечения, направленная на прекращение дальнейшего совершения правонарушения.
Административное наказание в виде дисквалификации — новелла в российском законодательстве. Впервые понятие «дисквалификация» в законодательстве современной России было закреплено в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
В статье 9 этого закона под дисквалификацией понималось лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами на срок и в порядке, которые установлены Федеральным законом.
С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) дисквалификация была установлена как один из видов административного наказания.
Дисквалификация, как и любое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1. КоАП). Согласно ст. 2.
4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения (то есть, по ст.2.
1 КоАП, противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Характеристика должностных лиц, подлежащих административной ответственности, содержится в Примечании к статье 2.4 КоАП.
Под должностным лицом в КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме того, как должностные лица несут административную ответственность руководители и другие работники иных организаций в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.
Иными словами, дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях (например, директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители).
Это относится и к тем лицам, которые имеют статус индивидуального предпринимателя (например, понятие должностного лица распространяется на арбитражных управляющих, обладающих статусом индивидуального предпринимателя, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. Содержание данной меры административной ответственности выражается, согласно ст. 3.
11 КоАП РФ, в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Однако индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, на практике часто не осуществляет ни одну из названных в санкции ст. 3.
11 функций, в связи с чем её применение может никак не повлиять на положение предпринимателя, нарушившего требования закона, что противоречит целям административной ответственности.
Кроме того, оставлен без внимания законодателя случай, когда полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет не физическое, а юридическое лицо. Так, согласно ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г.
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации). Аналогичная возможность предусмотрена ст. 33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г.
№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В то же время, исходя из содержания ст. 3.11 КоАП, дисквалификация применяется только к физическим лицам, в связи с чем неправомерные действия управляющей организации не могут повлечь для неё данного вида ответственности, что, с нашей точки зрения, не вполне обоснованно, так как на практике подобные нарушения со стороны именно юридических, а не физических лиц, — явление нередкое.
Санкция в виде дисквалификации предусмотрена Кодексом за совершение следующих административных правонарушений:
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — ч. 2 ст. 5.27 КоАП;
2. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю — ст. 5.53 КоАП;
3. Фиктивное или преднамеренное банкротство.
Речь идет о заведомо ложном объявление руководителем организации о несостоятельности, в том числе его обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Также наказание предусмотрено за умышленное создание или увеличение неплатежеспособности — ст. 14.12 КоАП;
4. Неправомерные действия при банкротстве. Предусмотрены различные составы правонарушения, например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др. — ст. 14.13 КоАП; 5.
Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения — ч. 4 ст.14.25 КоАП; 6. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий — ст. 14.32 КоАП; 7.
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг — ст. 14.33 КоАП; 8.
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор — ст. 19.5 КоАП; 9. Незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета, либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет — ст. 14.29 КоАП.
Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.
Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП. При совершении административного правонарушения, влекущего применение дисквалификации, возможны три повода.
Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и об охране труда вправе составлять должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.
Об этом говорится в пункте 16 статьи 28.3 КоАП РФ. Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.
Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.
13 КоАП РФ: нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12); неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13).
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, в соответствии с ч. 1.1 ст. 28.1, являются, помимо первых двух названных поводов, также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.
В отношении лица составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП). Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись. Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в статье 3.11 КоАП РФ. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.
8 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом (пункт 8 статьи 83 Трудового кодекса).
Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса РФ. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления.
Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно части 1 статьи 14.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. До 2006 года в Трудовом кодексе РФ не было основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию, и это являлось пробелом в законодательстве.
Внесение записи о дисквалификации в трудовую книжку работника являлось грубым нарушением трудового законодательства РФ, так как в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г.
, записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного Федерального закона.
Но в 2006 году Федеральным законом №90-ФЗ в указанный пункт были внесены изменения, благодаря чему пробел в правовом регулировании данного вопроса был устранен. Согласно пункту 8 ч. 1 ст. 83 ТК дисквалификация стала основанием для прекращения трудового договора и относится к числу обстоятельств, не зависящих от воли сторон.
Источник: https://faq.pravo.ru/view/167/