Практика отказов в трудоустройстве показывает, что за работодателем всегда остается как минимум перечень законных оснований для отклонения заявок соискателей. В числе таких инструментов – квота при приеме на работу.
При превышении этого параметра даже особо нуждающиеся (социально защищенные) граждане теряют свои шансы устроится на работу в рассматриваемую организацию. С другой стороны, именно квоты по трудоустройству являются выражением конституционного права отдельных категорий граждан, в числе которых инвалиды и лица, не достигшие совершеннолетнего возраста.
Требование законодательства регулируются нормой (статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ), в соответствии с которой на каждом предприятии должны быть зарезервированы места для вышеуказанных категорий лиц.
Механизмы, в соответствии с которыми устанавливается предел численности отдельных категорий работников в штате предприятий, устанавливаются субъектами Российской Федерации. Соответствующие законы на местах определяют квоты, например, для несовершеннолетних.
Контроль за соблюдением требований нормативных актов осуществляется на основе отчетности, которую предоставляют предприятия в службу занятости. На основании Закона 1032-1 от 1991 года все организации обязаны формировать и направлять сведения по наличию вакантных должностей, которые могут быть замещены инвалидами или лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.
К примеру, квота при приме на работу несовершеннолетних, подразумевает установление лимитов по трудоустройству отдельных категорий граждан.
Так, в соответствии с Законом города Москвы 90 от 2004 года для предприятий, в которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, устанавливается следующий кадровый запас в размере четырех процентов от штата компаний.
Соответственно, 2% выделяется под трудоустройство граждан, имеющих инвалидность. Остальные 2% предназначаются для комплектования лицами из числа молодежи. На примере Нижегородской области (191-3 от 2007 года) квота при приеме на работу инвалида также составляет 2 процента.
А вот для лиц, не достигших возраста 18 лет, такой лимит составляет 1 процент. К последней категории относятся дети-сироты и молодые граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
В отношении возраста молодых людей, которые становятся соискателями на трудоустройство, сделаны некоторые уточнения:
- несовершеннолетние граждане (возраст в диапазоне от 14 до 18 лет);
- дети из числа сирот и дети, которые остались без попечения, не старше 23 летнего возраста;
- к числу молодежи, для которых резервируются рабочие места, относятся лица, получившие среднее профессиональное образование, до 24 лет. Сюда же относятся граждане, возраст которых находится в диапазоне от 21 до 26 лет для случаев первого трудоустройства. Последнее требование ставит своей целью исключить случаи, в которых работодатели неоправданно отклоняют анкеты лиц, не имеющих профессионального опыта.
Общие правила квотирования рабочих мест для лиц, имеющих инвалидность и молодежи
В том случае, если в регионе нет собственных регламентов по трудоустройству особых категорий граждан, надлежит применять Федеральный Закон 181 от 1995 года.
Так, размер квоты для лиц, имеющих ограничение жизнедеятельности, обычно выше, чем у тех, кто не достиг возраста 18 лет. Норматив составляет от 2 до 4 процентов от штата предприятия.
Конкретный размер квоты зависит от средней численности:
- в том случае, если на предприятии задействовано работников в диапазоне от 35 до 100 человек, разрешается трудоустраивать не более, чем 3 процента лиц с физическими отклонениями;
- четыре процента от среднесписочной численности работников компании является верхним пределом для штата свыше 100 человек.
Квоты для иностранных работников
Не менее интересны нормы для работников, которые являются гражданами другой страны. Существующие регламенты созданы для ограничения деятельности работодателей по комплектованию штатов компаний дешевой, неквалифицированной рабочей силой.
Ввиду последних событий, особое внимание уделялось трудоустройству граждан, прибывших из соседних стран с бедственным положением. Так, квоты при приме на работу граждан Украины работодателю соблюдать не требуется в том случае, если они официально признаны беженцами на территории Российской Федерации.
- Данное правило (согласно Федеральному Закону 115 от 2017 года) будет действовать до момента, пока таковые граждане не утратят особенный статус.
- , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- Источник: https://blogkadrovika.ru/kvoty-pri-prieme-na-rabotu/
Для защиты наиболее уязвимых в экономическом отношении групп своих граждан, государство предпринимает ряд мер, одной из которых является выделение, в принудительном порядке, рабочих мест для тех людей, кто не имеет возможности в полной мере конкурировать на рынке труда. Эти социальные группы определены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (№ 1032-1 от 19.04.1991)
Квотирование, как мера защиты: рабочие места для инвалидов и молодежи
На общегосударственном уровне закреплена обязанность предприятий и организаций выделять отдельные рабочие места для инвалидов, а также предоставлять работу другим социально незащищенным категориям трудоспособных лиц. (ст. 25 Закона № 1032-1).
На основании федерального законодательства в регионах страны принимаются местные законы, в которых, кроме людей с инвалидностью, устанавливаются квоты для обязательного приема одной или нескольких категорий граждан, относящихся к экономически уязвимым слоям населения. В соответствии с Законом № 1032-1 (ст. 5) это такие категории, как:
- люди, которым определена группа инвалидности;
- молодежь, которая ищет первое рабочее место после обучения;
- одинокие и многодетные родители;
- подростки в возрасте 14 — 18 лет;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- люди, которые пострадали от радиационных катастроф;
- бывшие военнослужащие и члены их семей;
- лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
В большинстве регионов законодательство предусматривает обязательные квоты для молодых специалистов и людей, которым по медицинским показаниям назначена какая-либо группа ограничения трудоспособности. Кроме того, в разных регионах может быть установлен различный возрастной ценз для категории молодых специалистов, которые ищут первую работу, после окончания учебы.
Если предприятие обязано организовывать рабочие места для нескольких категорий граждан, то уменьшать долю принятых на работу инвалидов нельзя, а трудоустроить большее количество людей с инвалидностью, за счет снижения мест по квотам для других категорий — можно.
Например, фирма обязана выделить 4 места для инвалидов, 2 для молодежи и 3 для лиц отбывших наказание. Можно трудоустроить 7 человек с инвалидностью, а для остальных категорий оставить по одному месту.
Однако нельзя принять на работу 4 человека из категории «молодежь», при этом уменьшив специальные места для лиц с ограниченной трудоспособностью до 2 единиц.
Квоты устанавливаются в процентах относительно среднесписочной численности персонала предприятия или учреждения на начало отчетного периода. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно рассчитывает число выделяемых рабочих мест.
Крупные компании с представительствами или филиалами по всей стране рассчитывают количество выделяемых мест для каждого региона присутствия по отдельности. Это связано с тем, что на муниципальном уровне, как правило, установлены разные лимиты на количество таких штатных единиц.
Если по итогам расчета количество мест получается с дробной частью, то уточнить правила его округления нужно в местном отделении службы занятости. В некоторых регионах, например, в Москве, дробная часть просто отбрасывается.
Квота на рабочие места для инвалидов
Дополнительно к закону, который регулирует сферу занятости, в стране действует и законодательный акт о социальной защите инвалидов (Федеральный закон № 181-ФЗ).
В этом НПА (ст. 21) предусмотрены размеры квот для трудоустройства людей с ограниченной трудоспособностью. Количество мест зависит от численности персонала в компании или учреждении:
- общая численность до 35 человек — квота не устанавливается;
- от 35 до 100 работников — не более 3 % мест;
- от 100 и выше — 2 %- 4 % мест.
Точный размер квоты определяет каждый регион самостоятельно. Часть муниципалитетов не обязывает малые и средние компании, с численностью персонала до 100 человек, выделять должности для людей с инвалидностью.
Например, в Москве для всех категорий социально незащищенных граждан установлен единый лимит в 4 % (в субъектах хозяйствования, с численностью работающих свыше 100 человек), из них не менее половины должно приходиться на квоту для приема на работу инвалидов.
Эти лимиты не устанавливаются для общественных организаций инвалидов и субъектов хозяйствования, где уставный фонд (капитал) образован за счет средств таких организаций.
[attention type=green] При установлении квоты для приема на работу инвалидов, из состава работающих исключаются те специальности, условия труда которых признаны вредными или опасными.[/attention]
Пример: предприятие занимается добычей полезных ископаемых, общее количество работников на нем 2 000 человек. 1 500 человек работают на местах, сертифицированных как имеющие вредные условия труда. В регионе установлен размер квоты для инвалидов в 3 %.
Количество рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью рассчитывается следующим образом: (2000 — 1500)*3 % = 15.
Обязанности нанимателя при приеме лица с инвалидностью
После того, как квота установлена, необходимо организовать нужное количество мест и сообщить об этих вакансиях в региональное подразделение службы занятости.
Если в компании уже работает человек с инвалидностью, то его рабочее место входит в рассчитанный лимит.
Кроме этого, работодатели должны раз в месяц или ежеквартально (зависит от региона) подавать сведения о вакансиях для инвалидов, количестве работающих у них людей с ограничениями трудоспособности и т. д. Форма отчетности устанавливается органом, в который она предоставляется.
Руководитель субъекта хозяйствования обязан своим приказом или распоряжением выделить необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специально создавать дополнительные штатные единицы, необходимости нет. Их можно выделить из уже существующих должностей (вакансий), если условия труда подходят для людей с ограничениями трудоспособности.
Отказывать лицу в трудоустройстве, по причине инвалидности нельзя. За это предусмотрены штрафные санкции. В случае сокращения сотрудников организации и наличии в ней свободных мест по квоте для инвалидов, их нельзя использовать для перевода сокращаемых сотрудников. Исключение может быть сделано только для сотрудника с инвалидностью.
Рабочее место для человека со статусом инвалида
Рабочее место для человека с ограничениями также должно оснащаться специальными техническими приспособлениями с учетом особенностей принятого работника.
Например, это могут быть пандусы, вспомогательные устройства для передвижения человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дополнительные поручни, переустройство и дооборудование лестниц, различные ые программы для людей с инвалидностью по зрению и т. д.
Если дополнительное обустройство рабочего места для лица с ограниченной трудоспособностью требует больших финансовых затрат, то можно обратиться в службу занятости. В некоторых регионах идут навстречу работодателям и изыскивают возможность компенсировать часть таких расходов за счет средств различных федеральных или муниципальных программ для реабилитации таких людей.
При приеме на работу специалиста в рамках квоты для инвалидов, его трудоустройство возможно с учетом выданного медиками плана реабилитации (ИПР). В этом документе указываются все ограничения, которые человек должен соблюдать для скорейшего (если это возможно) восстановления полной трудоспособности.
Рекомендации из ИПР также можно учесть при приобретении дополнительного оснащения для создания комфортных условий человеку с инвалидностью.
Штрафы за несоблюдение квоты на трудоустройство инвалидов
Ответственность для субъектов хозяйствования, которые не соблюдают законодательство о выделении штатных единиц по различным социальным квотам, установлена КоАП РФ и некоторыми региональными НПА.
Нарушения условно разделяют на два вида:
- Не созданы (не выделены) места для работы по квоте для инвалидов. Сюда же относят и необоснованные отказы от приема таких граждан на работу (5. 42 КоАП) — штраф до 10 000 рублей.
- Несвоевременное или неполное составление и подача информации в контролирующий орган (ст. 19.7 КоАП) — до 5 000 рублей.
Во время проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства, надзорные органы в обязательном порядке проверяют условия для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Часто контролирующие ведомства штрафуют работодателей за отсутствие (или недостаточное количество) работников, принятых по квоте для людей с ограничениями. По их мнению, такие факты свидетельствуют о неполном соблюдении законодательных норм о социальной защите.
Также споры возникают при определении понятия «оборудование рабочих мест для инвалидов». Ведь дополнительные приспособления нужны не всегда.
Например, человеку, у которого вместо ноги протез, нет необходимости делать специальное кресло для работы за компьютером на должности бухгалтера.
- Практика рассмотрения дел об оспаривании штрафных санкций свидетельствует, что суды также становятся на сторону контролеров и под соблюдением квот подразумевают не только выделение должностей для инвалидов в штате компаний, но и фактическое трудоустройство людей с ограничениями на эти специальности.
- Однако ВС РФ трактует исполнение обязанности по выделению рабочих мест для отдельных категорий граждан иначе (Определение № 50-АПГ13-5).
- У нанимателя есть обязанность создать такие должности, но он не обязан самостоятельно заниматься поиском кандидатов для их заполнения.
- Ведь при создании этих мест, сведения о вакансиях подаются в региональные центры занятости, которые и занимаются их предложением, состоящим на учете, безработным гражданам.
- Работодатель, при самостоятельном поиске специалистов, может в объявлении дополнительно указать, что на должность могут претендовать люди с инвалидностью.
Льготы для компаний, в которых есть работники с инвалидностью
- Особых преференций по уплате налогов и бюджетных платежей для таких организаций не предусмотрено.
- Однако если прием на работу специалиста с ограниченной трудоспособностью сопряжен с расходами по приобретению и установке дополнительных приспособлений, можно обратиться за компенсацией расходов в местные службы занятости.
- Часто там идут навстречу и выделяют средства в рамках различных программ, например, по созданию безбарьерной среды.
Некоторыми налоговыми льготами, например, при реализации товаров или услуг пользуются общественные организации инвалидов или созданные ими субъекты хозяйствования, в которых доля работников с инвалидностью составляет не менее половины штата. Дополнительным условием является размер заработной платы таких сотрудников, он должен составлять не меньше четверти от общего фонда оплаты труда в организации.
При оказании социальной поддержки таким категориям работников, наниматель может уменьшить отчисления на социальное страхование, но только в размере взносов, уплачиваемых за квотируемые категории работников.
Муниципальные власти также могут устанавливать отдельным организациям, в которых большинство работников являются инвалидами, пониженные ставки местных налогов и сборов.
Государство старается обеспечить равные возможности для всех слоев населения. Оказание социальной поддержки не ограничивается только назначением различных пособий и льгот для тех граждан, кто в силу возраста, заболевания или изменения экономической ситуации в стране не может в полной мере быть конкурентоспособен на рынке трудовых ресурсов.
Законодательство обязывает нанимателей создавать рабочие места, на которые в первоочередном порядке могут претендовать такие люди. В первую очередь эта мера направлена на социальную реабилитацию граждан с ограниченными возможностями.
Люди с инвалидностью могут быть приняты практически на любую должность, которая подходит им по медицинским показаниям и не относится к категории работ с опасными или вредными условиями труда. (15 голос., 4,20
Источник: https://glavbuhgal.ru/dlya-kogo-ustanavlivaetsya-kvota-dlya-priema-na-rabotu.html
Вакансия по квоте для инвалидов: что это значит, особенности
Соискателю с ограниченными возможностями на работу устроиться труднее, чем здоровому человеку. Для того чтобы облегчить этот процесс государство предусмотрело обязательное наличие квотных мест на предприятиях. Вакансия по квоте для инвалидов гарантирует трудоустройство этой категории населения.
Что это такое
Такая квота устанавливается на государственном уровне. Она обязывает руководителей средних и крупных предприятий сохранять определенный процент рабочих мест именно для инвалидов.
Это означает, что при наличии свободных квотных мест организация не имеет право отказать соискателю-инвалиду в приеме на открытую вакансию такого типа без оснований, определенных законодательством.
Прием на вакансии по квотам регулируется N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. За невыполнение обязательств по квотам работодателя ждут штрафные санкции. Для выявления фактических нарушений в этой области на предприятия проводятся ежегодные проверки.
Установление квоты для приема на работу инвалидов
Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.
Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.
Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.
Пример 1
В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.
Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.
Пример 2
В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.
Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:
- Общественные организации, созданные инвалидами;
- Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.
Специальные рабочие места для инвалидов
Если в резерве фирмы есть место для инвалида, оно должно быть оборудовано в соответствии с его ИПР. Такой сотрудник на своем рабочем месте не должен испытывать неудобств, связанных с его физическими ограничениями.
В соответствии с обязательствами по квотам таких мест в компании не может быть менее 2 процентов. На оборудование одной рабочей зоны требуется порядка ста тысяч рублей. Но эти затраты полностью компенсирует государство.
При оборудовании рабочей зоны для инвалида учитывают его физические особенности и трудности, которые он может испытывать в процессе своего труда.
Пример 1
Источник: https://invalid.expert/kvota-dlja-priema-na-rabotu-invalidov/
Как посчитать размер установленной квоты
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией.
Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия.
Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.
Право граждан трудиться и зарабатывать деньги, вне зависимости от их физических возможностей и наличия инвалидности гарантировано:
- Конституцией РФ;
- ТК РФ;
- специальными законами (в частности 181-ФЗ, 421-ФЗ), постановлениями правительства (например, No 30 от 18.05.09) и другими нормативными актами.
На законодательном и нормативном уровне регулируются не только общие принципы установления квот, но и четкий размер квотирования относительно конкретного предприятия. Подзаконными актами определяются методики и порядки повсеместного выполнения определенных законом норм.
Общий диапазон квот для инвалидов определен ст. 21 ТК РФ. Установлено, что для предприятий, чья численность превышает 100 работников, доля инвалидов должна составлять от 2 до 4%.
Следует отметить, что за нарушение этой нормы работодателей ожидают солидные штрафы.
Поэтому отдельные компании специально создают и не заполняют вакантные места для инвалидов (кроме случаев трудоустройства на такие места инвалидов).
Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи
Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
- Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
- Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.
- Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда. Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны. В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.
По сути, это аренда в организациях рабочего места Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина Перечень организаций Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов. К таким относятся следующие организации:
- У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек.
В определен предельный размер квот для трудоустройства инвалидов. Величина льготы должна быть установлена региональным законодательством с учетом предельных показателей.
Среднесписочная численность работников предприятия Величина льготы Свыше 100 человек От 2 до 4 процентов от среднесписочного показателя От 35 до 100 человек До 3 процентов При расчете лиц применяются методы математического округления до целых единиц численности.
Количество лиц по основному офису и обособленному подразделению, расположенному территориально отдаленно, рассчитывается отдельно. Квоты, устанавливаемые по другим категориям лиц, могут быть уменьшены при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в количестве, превышающем требуемую величину.
Пример расчета по организации с филиалом Организация ООО «Вымпел» имеет в головной офис со среднесписочной численностью в 150 человек.
Структурное подразделение имеет количество работников в количестве 55 человек.
Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.
2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.).
Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.
Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.
Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.
Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ Согласно ст. Инфо Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.
13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа: • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
(при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.); • на организацию — от 20 000 до 70 000 руб.
Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.
Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам. Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.
Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Должность | Количество (чел.) |
Директор | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер | 3 |
Рабочий | 30 |
Всего | 38 |
Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
Источник: https://rfposuda.ru/kak-rasschitat-kvotu/
Квоты при приеме на работу
Практика отказов в трудоустройстве показывает, что за работодателем всегда остается как минимум перечень законных оснований для отклонения заявок соискателей. В числе таких инструментов – квота при приеме на работу.
При превышении этого параметра даже особо нуждающиеся (социально защищенные) граждане теряют свои шансы устроится на работу в рассматриваемую организацию.
С другой стороны, именно квоты по трудоустройству являются выражением конституционного права отдельных категорий граждан, в числе которых инвалиды и лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Требование законодательства регулируются нормой (статья 5.
42 Кодекса об административных правонарушениях РФ), в соответствии с которой на каждом предприятии должны быть зарезервированы места для вышеуказанных категорий лиц.
Механизмы, в соответствии с которыми устанавливается предел численности отдельных категорий работников в штате предприятий, устанавливаются субъектами Российской Федерации. Соответствующие законы на местах определяют квоты, например, для несовершеннолетних.
Контроль за соблюдением требований нормативных актов осуществляется на основе отчетности, которую предоставляют предприятия в службу занятости.
На основании Закона 1032-1 от 1991 года все организации обязаны формировать и направлять сведения по наличию вакантных должностей, которые могут быть замещены инвалидами или лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.
К примеру, квота при приме на работу несовершеннолетних, подразумевает установление лимитов по трудоустройству отдельных категорий граждан.
Так, в соответствии с Законом города Москвы 90 от 2004 года для предприятий, в которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, устанавливается следующий кадровый запас в размере четырех процентов от штата компаний.
Соответственно, 2% выделяется под трудоустройство граждан, имеющих инвалидность. Остальные 2% предназначаются для комплектования лицами из числа молодежи. На примере Нижегородской области (191-3 от 2007 года) квота при приеме на работу инвалида также составляет 2 процента.
А вот для лиц, не достигших возраста 18 лет, такой лимит составляет 1 процент. К последней категории относятся дети-сироты и молодые граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
В отношении возраста молодых людей, которые становятся соискателями на трудоустройство, сделаны некоторые уточнения:
- несовершеннолетние граждане (возраст в диапазоне от 14 до 18 лет);
- дети из числа сирот и дети, которые остались без попечения, не старше 23 летнего возраста;
- к числу молодежи, для которых резервируются рабочие места, относятся лица, получившие среднее профессиональное образование, до 24 лет. Сюда же относятся граждане, возраст которых находится в диапазоне от 21 до 26 лет для случаев первого трудоустройства. Последнее требование ставит своей целью исключить случаи, в которых работодатели неоправданно отклоняют анкеты лиц, не имеющих профессионального опыта.
Миграционная карта — нужна или нет?
Общие правила квотирования рабочих мест для лиц, имеющих инвалидность и молодежи
В том случае, если в регионе нет собственных регламентов по трудоустройству особых категорий граждан, надлежит применять Федеральный Закон 181 от 1995 года.
Так, размер квоты для лиц, имеющих ограничение жизнедеятельности, обычно выше, чем у тех, кто не достиг возраста 18 лет. Норматив составляет от 2 до 4 процентов от штата предприятия.
Конкретный размер квоты зависит от средней численности:
- в том случае, если на предприятии задействовано работников в диапазоне от 35 до 100 человек, разрешается трудоустраивать не более, чем 3 процента лиц с физическими отклонениями;
- четыре процента от среднесписочной численности работников компании является верхним пределом для штата свыше 100 человек.
Квоты для иностранных работников
Не менее интересны нормы для работников, которые являются гражданами другой страны. Существующие регламенты созданы для ограничения деятельности работодателей по комплектованию штатов компаний дешевой, неквалифицированной рабочей силой.
Ввиду последних событий, особое внимание уделялось трудоустройству граждан, прибывших из соседних стран с бедственным положением. Так, квоты при приме на работу граждан Украины работодателю соблюдать не требуется в том случае, если они официально признаны беженцами на территории Российской Федерации.
Данное правило (согласно Федеральному Закону 115 от 2017 года) будет действовать до момента, пока таковые граждане не утратят особенный статус.
Источник: https://blogkadrovika.ru/kvoty-pri-prieme-na-rabotu/
Квотирование рабочих мест
Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации.
В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее).
Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.
Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181).
Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников.
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует.
Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников.
Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено.
То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург.
В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.
Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498.
Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181).
Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт.
То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.
Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.
1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.
Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения.
Этот вывод подтверждается инспекционной практикой.
Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.
Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г.
Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.
2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).
- Южалин Александр,
- старший юрист департамента трудового права,
- группа компаний Валентины Митрофановой
Источник: https://HR.SuperJob.ru/hr-novosti/kvotirovanie-rabochih-mest-4274/
Квота для приема на работу в 2020: инвалидов, несовершеннолетних
Под квотой подразумевается определенная доля приема на работу отдельных категорий сотрудников в общей численности персонала организации. Для кого она установлена, кем, и как работает на практике – об этом речь ниже.
Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.
Подобный механизм регулирует также возможность трудоустройства граждан других стран на российские предприятия. Таким образом, квотированию подлежит прием на работу:
- представителей молодежи, не достигших совершеннолетия;
- людей с ограниченными возможностями;
- иностранных граждан.
Квотирование применяется на рынках трудовых ресурсов каждой развитой страны.
Особенности квотирования для несовершеннолетних
Механизм установления квот касательно обеспечения работой несовершеннолетних должен реализоваться на основе законов, принятых субъектами РФ. Согласно этим нормативам:
- работодатели несут обязательство по установлению квот в своих компаниях;
- они же должны регламентировать их количество;
- предоставлять отчетность;
- определять соответствующие категории граждан, для которых действуют квоты, или же им взамен выдаются компенсации в денежной форме.
статью ⇒ Прием на работу несовершеннолетних 14 лет.
Пример 1. В столице еще с 2004 г. действует Закон г. Москвы под № 90. Согласно положениям документа все предприниматели, бизнес которых зарегистрирован в столице, а среднее количество сотрудников –100 чел. и более, обязаны предоставить молодежи работу.
Под понятие «молодежь» подходят:
- Подростки от 14 лет до 18.
- Сироты и те, кто остался без родительского попечения, если им еще не исполнилось 23 года.
- Дети, получившие рабочую специальность, которым еще нет 24 лет.
- Окончившие вуз (бакалавры, магистры), желающие обрести свое первое место работы. Это касается возраста 21-26 лет.
Важно! Размер квоты – 2% от среднесписочной численности (СЧ) всех работников, трудящихся в компании.
Квотирование: предоставление работы инвалидам
Человеку с инвалидностью должна предоставляться большая защита и помощь, чем здоровым гражданам. Ожидать ее следует от государства и от региональных организаций. Тем самым исполняется один из принципов основополагающего закона (Конституции), который гласит о праве каждого гражданина воплотить на практике наявные возможности и способности трудиться.
Когда местные органы не приняли необходимого закона и не установили к нанимателю требований касательно квот, то это не означает их отсутствие вообще. Руководитель предприятия обязан исполнять положения федерального закона № 181-ФЗ, который принят с целью защитить инвалидов социально.
Размер квоты колеблется от 2% до 4%. Конкретное значение показателя зависит от среднесписочной численности трудящихся предприятия и составляет:
Число работников, чел. | Процент квоты |
35-100 | до 3,0 |
100 и больше | 2,0 – 4,0 |
Когда проводится расчет квоты, в СЧ не включают тех, кто трудится в условиях, относящихся к вредным или опасным.
Установление конкретного процента квотирования согласно законодательству страны вверено властям в регионах.
Важно! От исполнения квоты освобождены наниматели, которые руководят общественными объединениями инвалидов. Это относится и к хозобществам, хозтовариществам с уставным фондом, состоящим из вложений этих объединений.
Трудоустройство иностранцев: особенности квотирования
Рабочие места для представителей других стран квотируются во многих сегментах экономики страны. Чтобы защитить отечественный рынок труда, государством ежегодно устанавливаются квоты относительно трудоустройства зарубежных специалистов. Тем самым определяется максимальное количество иностранцев, которые могут законно трудиться в той или иной отрасли производства или сферы услуг.
Когда наниматель предусматривает прием в свою организацию зарубежных специалистов, ему следует загодя подать в миграционную службу заявку. Если он сделает это, то получит приоритет, который сработает при распределении квот. Ведь не исключены ситуации, когда нанимателей, изъявивших желание нанять иностранцев, больше, чем позволяет квота.
На определенные места работы квоты не устанавливаются. Чтобы получить детальные сведения об этом, работодателю не помешает написать запрос в Минтруда и социальной защиты.
статью ⇒ Прием на работу иностранца в 2020.
От установления квот, как правило, освобождены рабочие места по:
- должностям руководителей;
- творческим и техническим профессиям.
Важно! Список квотированных рабочих позиций изменчив. Нанимателю обращаться с запросом разумно непосредственно перед началом формирования документа, разрешающему трудиться гражданину другой страны.
Некоторые особенности расчета численности по квотам
Работодатель определяет количество рабочих мест по квоте самостоятельно. За основу он принимает процент, установленный в регионе регистрации его бизнеса. К примеру, в Воронежской области квота для инвалидов составляет 3%, а в Ростовской – 4%.
Ориентироваться целесообразнее на среднесписочную численность на начало периода, который является отчетным.
Это поможет избежать ошибок в расчетах, поскольку в большинстве организаций постоянно происходит движение рабочей силы и изменение ее количества. Используются данные ф.
4-П, предназначенной для того, чтобы предоставить в органы статистики сведения о численности и заработке сотрудников.
Что происходит, когда СЧ сотрудников изменилась за отчетный период? Ответ в таблице:
Изменение численности и квоты | |
СЧ уменьшилась | % квоты неизменен, но число вакансий уменьшается |
СЧ выросла | Увеличивается количество квотированных вакансий |
Важно! Когда работник уже принят по квоте, то он остается на своем месте работы независимо от дальнейшего колебания количества сотрудников.
Несколько вопросов и ответов
Вопрос 1. Существует ли ответственность нанимателя за то, что он игнорирует квотирование и не выполняет установленные требования?
Ответ. Когда предприниматель-наниматель пренебрегает обязанностью касательно трудоустройства установленных законом категорий граждан или же откажет такому человеку в приеме на работу, хотя квота имеет место, ему придется заплатить админштраф 5000-10000 рублей. Это узаконено ст. 5,42 (ч. 1) КоАП РФ.
Вопрос 2. Квота для трудоустройства иностранцев касается специалистов всех стран?
Ответ. Квота устанавливается только для людей, прибывших в страну в визовом режиме.
Ошибки при предоставлении квот
Посредством специальных проверок предприятий выявляются ошибки, наличие которых констатируется как невыполнение работодателем требований по квотам:
№ п/п | Частые ошибки |
1. | Неправильно определена доля среднесписочного числа инвалидов. В результате она составляет менее 2% от СЧ сотрудников в целом |
2. | Рабочие условия не соответствуют тем требованиям и нормам, которым должны отвечать такие места |
3. | Человеку с ограниченными возможностями предоставили рабочее место, вид труда по которому ему запрещен и значится в перечне медицинских противопоказаний |
Нередко наниматели попросту отказывают в трудоустройстве несовершеннолетним или инвалидам, хотя в компании присутствуют соответствующие вакансии.
Вопрос к эксперту. Как подсчитать СЧ сотрудников, актуальную для расчета квоты для людей с ограниченными возможностями?
Ответ. Чтобы все подсчитать правильно, немаловажно помнить, что в расчетах используются данные ф. 4-П и сведения о рабочих местах с условиями труда, которые за результатами аттестации отнесли к вредным или опасным.
Рассчитаем квоту с помощью такого примера:
Пример 2
Предпри ятие |
Число трудящихся | СЧ для расчета квоты | Расчет квоты | Квота фактическая | |
СЧ (ф. 4-П) | с особенными условиями работы | ||||
1 | 42 | 15 | 42-15 = 27 | – | – |
2 | 45 | 10 | 45-10 = 35 | 35·2% = 0,7 | 1 |
2 | 110 | 5 | 110-5 = 105 | 105·2% = 2,1 | 2 |
3 | 200 | 39 | 200-39 = 161 | 161·2% = 3,22 | 3 |
На первом предприятии работодатель освобождается от квотирования, поскольку среднесписочная численность его сотрудников меньше 35 чел.
Когда рассчитывается количество рабочих мест, результат округляется до целого числа.
Инспектор по труду Рогов П. Д.
Наличие квот выполняет несколько задач. Механизм квотирования помогает социально незащищенным гражданам получить работу, молодежи – освоить первое рабочее место. Кроме того он способствует защите рынка труда страны.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Источник: https://rabotniky.com/kvota-dlya-priema-na-rabotu/